По милости Божией, в храме Воскресения Христова села Кизнер, Кизнерского благочиния, Ижевской и Удмуртской епархии, Русской Православной Церкви, Московского Патриархата, находятся следующие святыни:
КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ
Особенностью Животворящего Креста в храме Воскресения Христова является тот факт, что 02 февраля 2020 года, этот святой Крест был освящён в кувуклии храма Воскресения Христова г. Иерусалима (Израиль), на месте Светлого Воскресения Христова, и был доставлен для постоянного прибывания в храм Воскресения Христова. Для всеобщего поклонения святыня стала доступна 21 марта 2020 года.
Животворящий Крест Господень хранится в святом алтаре, и только трижды в год выносится в храм для поклонения:
1. В субботу на всенощном бдении в 3-ю Крестопоклонную седмицу святой Четыредесятницы, на утрене, после великого славословия.
2. В праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня — 13 августа, на утрене, после великого славословия.
3. В праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня — 26 сентября, на утрене, после великого славословия.
О Животворящем Кресте Господнем
Животворя́щий Кре́ст (греч. ὁ ζῳοποιὸς σταυρός), Крест Господень, Животворящее Древо — крест, на котором был распят Иисус Христос. Является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским святыням. В честь обретения в 326 году Животворящего Креста был установлен праздник — Воздвижение Креста Господня, получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света.
Исторический экскурс
После того как свершились величайшие события в истории человечества — Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. св. места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на нек-рых были построены языческие храмы.
Обретение св. Креста имело место в царствование св. равноап. имп. Константина I Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноап. Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление к-рого стало для св. Константина знаком победы над противником.
Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста . Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на к-ром был распят Господь, иерусалимский еп. Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения.
2-я версия предания, возникшая в кон. IV — нач. V в., сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место — храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима (Пигулевская. 1976). 3-я версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к I в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой (или Петроникой), женой имп. Клавдия I, а впоследствии был скрыт и вновь найден уже в IV в. Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, а также на то, что именно этой версии следуют наиболее авторитетные византийские историки (напр., Феофан), в поздневизантийскую эпоху более распространенной стала 2-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник В. согласно совр. богослужебным книгам православной Церкви.
Уже к сер. IV в., как свидетельствует свт. Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христ. миру. В 2 исследованных археологами разрушенных христианских храмах Сев. Африки сохранились надписи от 359 и 371 гг., в которых упоминаются имевшиеся в тех храмах частицы Честного Креста. О том, что частицы Истинного Древа находились даже в наперсных мощевиках мн. христиан, сообщают святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.
Кресты-мощевики с частицами Животворящего Креста известны давно. Они были у многих византийских императоров и других членов царского рода. В России о данной реликвии вероятно стало известно довольно давно — в одном из самых ранних памятников (1-я половина XI века) древнерусской словесности, «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, есть упоминание Животворящего Креста: «Он [император Константин] с матерью своей Еленой Крест от Иерусалима принёс [и], по всему миру своему разослав, веру утвердил».
Одной из первых реликвий Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезённая в XII веке из Иерусалима в числе прочих реликвий. Частица древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей XV века возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а в XVII — начале XX веков являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора.
В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты-мощевики «мерою и подобием Креста Христова». Одним из них стал «Кийский крест», куда кроме частицы Животворящего Креста было помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий.
Русские паломники в Святую землю с первой половины XIX века, из числа особо именитых лиц, получали от Иерусалимского патриарха кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения, а позже и награды. Орден Креста с частицей Животворящего Древа и в настоящее время является высшей наградой Иерусалимской церкви.
В честь обретения Креста был установлен праздник Воздвижение Креста Господня, получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. То же было сделано с Крестом и после его возвращения в 629 году из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим при императоре Ираклии.
Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня отмечается как православной, так и католической церквями 14 сентября (по юлианскому календарю в некоторых православных церквях, и по григорианскому календарю в католицизме).
Отдельно установлено празднование в воспоминание обретения царицей Еленой Креста Господня и гвоздей. В Православной церкви оно совершается 6 марта (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 3 мая.
В 2006 году частица Животворящего Креста была доставлена на околоземную орбиту.
ЧАСТИЦА МАМВРИЙСКОГО ДУБА
С 14 марта 2020 года, в храме Воскресения Христова стала доступна для поклонения христианская святыня, которая веками почитается христианами, мусульманами, иудеями.
Частица Мамврийского дуба — новая святыня, которая постоянно будет находится в храме Воскресения Христова села Кизнер. Любой желающий сможет вознести свои молитвы перед святыней. Частица Мамврийского дуба находится в мощевике, который установлен на Крест Господень.
Мамври́йский дуб, или Дуб Авраама[1] — дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога[2]. Библия сообщает, что «явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя дневного» (Быт. 18:1). Авраам предложил трём ангелам, явившимся ему в образе путников: «отдохните под сим деревом» (Быт. 18:4). Согласно преданию, дерево сохранилось до наших дней, это вечнозелёный палестинский дуб (лат. Quercus calliprinos), которому, как полагают, около 5000 лет.
Находится на территории русского монастыря Святой Троицы в Хевроне, в 3 км северо-западнее пещеры Махпела, на Западном берегу реки Иордан, в Палестинской автономии.
Дуб известен по преданиям христиан, евреев и мусульман, которые издавна отождествляли эту местность с библейской дубравой Мамре, собственно дуб и есть остаток этой дубравы. Сохранилось описание дуба, сделанное русским паломником игуменом Даниилом в начале XII века:
Дуб же тот святой рядом с дорогой; когда там идешь, по правую руку; и стоит, красив, на высокой горе. А вокруг корней его внизу Бог вымостил мрамором белым как пол церковный. Вымощено около всего дуба того хорошего; посреди этого помоста вырос дуб святой из камня этого, удивительный! Дуб этот не очень высок, раскидист очень и густ ветвями, и плодов на нём много. Ветки же его низко к земле склонились, так что муж может, на земле стоя, достать его ветки. Окружность его в самом толстом месте две сажени, а высота его ствола до ветвей — полторы сажени. Удивительно и чудесно, что столько много лет стоит дерево то на такой высокой горе и не повреждено, не искрошилось![4]
Дерево обнаружил начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин)[5]. Он исследовал окрестности Хеврона, сверял свои наблюдения с библейскими текстами и рассказами местных жителей. В 1868 году он приобрёл участок земли, на котором произрастал дуб. Место стало привлекать русских паломников, и постепенно площадь владений Русской церкви расширялась. В XX веке поблизости был выстроен монастырь Святой Троицы. После революции 1917 года земля перешла во владение Русской православной церкви заграницей, с 1997 года при участии Ясира Арафата передана Русской православной церкви.
По мнению специалистов, в результате строительных работ, проведённых в 1970-х годах, когда вокруг древнего дерева была возведена кольцевая подпорная стенка в форме чаши, начался постепенный, но необратимый процесс отмирания корней дуба. Спустя четверть века это привело к тому, что и ствол дерева полностью засох[6]. Последний зелёный лист на основном стволе Мамврийского дуба наблюдали в апреле 1996 года. Вероятно, это связано с паломниками, которые отрывали от дерева куски коры. До засыхания дерева считалось, что две части дерева символизируют два завета, засохшая часть — Ветхий Завет (период исполненного закона, завет на смену которому дан новый: Мф. 5:17, Рим. 10:4, Евр. 8:13), зелёная — Новый Завет (завет по закону духа жизни: Рим. 8:1, 2). Существует православное предание, что смерть этого дерева является одним из признаков конца света[7]. Примерно в 1997 году от корня дерева начал расти новый молодой побег[8], что дало верующим основание считать, что мир в очередной раз помилован. За двадцать лет он превратился в кустистое зелёное молодое деревце.
С 2016 года усердием ключаря подворья Русской миссии в Хевроне иеромонаха Алексия (Елисеева) ведутся работы по консервации Мамврийского дуба от гниения, обработке древесины от вредителей и болезней. К участию в этих уникальных работах привлечены специалисты Национального научного центра РАН «Никитский ботанический сад», Санкт-Петербургского лесотехнического университета и Нижегородского университета[9].
В феврале 2019 года пришло известие, что металлические подпорки, удерживавшие самую старую сухую часть дуба от падения, прогнили, и этот ствол Мамврийского дуба рухнул. Российские специалисты ведут работы по освобождению ветхозаветного дерева от отмерших частей, которые препятствуют росту молодых побегов из корневой части дуба: сейчас из его корня растут два новых ствола. Все собранные фрагменты упавшей древнейшей части дуба будут выставлены в храме подворья святых Праотцев.
Священное дерево, под которым, согласно Ветхому Завету патриарх Авраам встретил трёх Ангелов (Святую Троицу Нового Завета, как считают христиане), насчитывает много более четырёх (а то и около пяти) тысяч лет. Свое название «мамврийский» он получил от Мамре – названия долины и дубравы около Хеврона, где жил и умер Авраам:
«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом…» (Бытие 18:1–4)
Вообще-то это длинная и очень важная в книге Бытие история (Бытие 18:1–33). До этого (Бытие, глава 17) описано первое явление Господа Аврааму и завет Господа с Авраамом. В течение этой второй встречи (близ Дуба) Господь предсказывает престарелым Аврааму и Сарре рождение у них сына, благословляет в лице Авраама все будущие народы от его семени, рассказывает Аврааму о погрязших в грехах Содоме и Гоморре и своём намерении уничтожить их (если обвинения против них подтвердятся), – Авраам же испрашивает у Господа обещание не губить город, если в нём есть хотя бы 50 праведников, и затем уговаривает Господа пощадить город хотя бы и ради только десяти праведников – но на этом Господь прекращает разговор с Авраамом и идёт к Содому. Можно сказать, что этих стихах книги Бытия перед нами впервые разворачивается прообраз будущего Апокалипсиса (описанного апостолом Иоанном в Новом Завете).
История Мамврийского дуба и как он оказался связан с Россией
В I веке по Р.Х. Иосиф Флавий писал об этом дубе в «Иудейских древностях» (Книга 1, главы 10-11), называя этот дуб по-гречески «Огиг» («огигос» в переводе «древний», «почтенный»), дословно: «Аврам жил вблизи дуба Огиг (такая есть местность в Хананее, невдалеке от города Хеброна)».
Затем в первые века по Р.Х. дубрава была местом языческих празднеств. И историк Евсевий Кесарийский (260-340 гг, автор «Церковной истории») приводит послание императора Константина к епископу Макарию:
«Мы знаем, что место у Мамврийского дуба, где обитал Авраам, омрачено идолопоклонством, и для того я повелел… без отлагательства предать идолов огню и испровергнуть их алтари. А дабы впредь оградить это место от поругания, мы определили и повелели украсить его великим храмом. Всем известно, что там впервые Бог Вседержитель явился Аврааму и беседовал с ним; там возникло начало священного закона и соблюдение его…»
Древнейшие христианские предания сообщают о том уважении, которым окружали хевронский дуб язычники (они считали священной всю рощу Мамре) и иудеи, христиане и затем магометане. Возле этого дуба летом устраивались празднества в воспоминание о явлении Божием Аврааму, сопровождавшиеся большой ярмаркой. Константин Великий (умер в 337 г.) разрушил идолопоклоннический алтарь около дуба и его супруга Елена построила подле него храм «дивной красоты» (и еще в XIX веке арабы показывали под сенью деревьев христианские развалины, — историки отождествляли их с руинами храма Константина). В интернете можно найти сведения о том, что затем (в начале пятого века), якобы по свидетельству блаженного Иеронима (342-419 гг), дуб возле храма Константина был срублен, и он (Иероним) видел только его пень. Однако, судя по всему, в те времена дуб Авраама был ещё частью могучей священной дубовой рощи Мамре, так что Иероним мог ошибиться. Мне не удалось найти в трудах Иеронима подобного текста, хотя о Дубе Авраама он писал (точную цитату см. несколько ниже).
Вообще-то стоит сказать об этом немного подробнее. Поскольку, как известно, в Палестине в те века (да и до сих пор) Мамврийский дуб почитали и язычники, и иудеи, и христиане (а позже и мусульмане), и вблизи священного дерева по указанию императора Константина был построен храм «дивной красоты», то указание срубить Дуб Авраама могло поступить только извне — скорее всего в годы правления ярого гонителя христиан и разрушителя христианских святынь Юлиана Отступника, а он правил в 361-363 гг. Вполне вероятно, что он распорядился разрушить храм у Дуба Авраама, а заодно срубить и сам дуб — но не менее вероятно и то, что местные жители указали римским воинам не на Дуб Авраама, а на какой либо близ стоящий мощный дуб дубравы Мамре. Наверное, Юлиану привезли спилы дуба как доказательство его уничтожения, и на этом дело кончилось. Возможно, христианский храм у дуба был всё же разрушен уже тогда. Иерониму во время правления Юлиана Отступника было около 20 лет, и именно тогда он, будучи христианином, совершил первое паломничество в Святую Землю. Нельзя исключать даже того, что его «свидетельство о пне» было ложным и предназначалось для «успокоения» Юлиана — да так и осталось в веках, аж до наших дней. Ещё раз повторю, что я этот текст Иеронима не нашёл. Впрочем, в другом своём труде («О положении и названиях еврейских местностей») Иероним писал о дубе Авраама как о существующем:
«Это есть тот же Хеврон, некогда митрополия Филистимлян и обиталище гигантов, а потом царство Давида в жребии Иудине, город священников и беглецов; отстоит от Элии к Ю. приблизительно на двадцать две мили; и дуб Авраама, он же и Мамре (Mamre) показывался до царствования царя Константия, а мавзолей его виден и в настоящее время; а так как нашими там уже выстроена церковь, то место теревинфа с уважением почитается всеми окружными язычниками потому, что некогда под ним Авраам гостеприимно принял ангелов. Это место сперва назевалось Арбее, а потом получило название Хеврона …»
Так или иначе, через 700 лет после Иеронима от рощи Мамре остался только один могучий дуб и, начиная с XII века паломники и, в частности, игумен земли русской Даниил вновь посещают и описывают священный дуб Авраама.
Этот русский паломник XII века игумен Даниил с восторгом пишет:
«Дуб же тот святой рядом с дорогой; когда там идешь, по правую руку; и стоит, красив, на высокой горе. А вокруг корней его внизу Бог вымостил мрамором белым как пол церковный. Вымощено около всего дуба того хорошего; посреди этого помоста вырос дуб святой из камня этого, удивительный! Дуб этот не очень высок, раскидист очень и густ ветвями, и плодов на нём много. Ветки же его низко к земле склонились, так что муж может, на земле стоя, достать его ветки. Окружность его в самом толстом месте две сажени, а высота его ствола до ветвей — полторы сажени. Удивительно и чудесно, что столько много лет стоит дерево то на такой высокой горе и не повреждено, не искрошилось.»
Дуб Мамврийский — по-арабски синдиан — принадлежал к особой палестинской (или кермесовой) породе. Он представлял собой древнейшее и громаднейшее в Палестине дерево. О его возрасте свидетельствовали и внушительный охват ствола, и высота. Этот дуб, несомненно, был самым старым из всех палестинских дерев. С тех пор за несколько сот лет дуб сильно разросся, и паломники XIX века измеряли его восемью саженями в обхвате, а по окружности листвы — ста двадцатью шагами (это примерно 85-90 метров). Число паломников в каждом веке росло. Когда-то каждый паломник считал своим долгом пройти Святую Землю в ширину от Яффы до Иордана и в длину от Галилеи до Хеврона. Посещением Мамврийского дуба на праздник Святой Троицы заканчивался паломнический сезон в Святой Земле. Паломники желавшие совершить паломничество к дубу Мамврийскому собирались в караван и под охраной отправлялись в Хеврон. Каждый хотел взять себе на память частичку священного дерева. Со временем это было строго запрещено, за этим днем и ночью следили арабские сторожа. С собой паломникам можно было взять лишь упавшие веточки, желуди или листья с соседних дубов. В утешение им давали за трапезой так называемые «Авраамовы лепешки» и «Авраамов квасок», легкое вино из лозы Мамврийской дубравы (по материалам книги «Мамврийский дуб: русская святыня в Палестине» М., 2007, с сайта iordan-2013.cerkov.ru.).
Как видно из рисунков 2 и 3, сделанных по фотографиям 1862 (ещё не засохший) и 1890 года (уже засыхающий) главный ствол разделялся на три массивных ветви. По свидетельствам паломников того времени, невдалеке от этого Дуба Авраама рос ещё один, более молодой дуб, примерно 200-летнего возраста; паломники называли его «Саррой».
Мы продолжим рассказ об истории священного дуба-великана в следующем разделе, а пока пора рассказать о его связях с Россией.
***
В России с Мамврийским дубом (со встречей Авраама с Троицей) связана самая известная русская икона – икона Андрея Рублёва «Троица» (также «Гостеприимство Авраама») — икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке (в 1411 или 1425 году – см. статью «Троица (икона Рублёва)» в Википедии), также и самое знаменитое из его произведений. На протяжении XVI-XIX веков она поновлялась четыре или пять раз, и особенно знаменитой она стала после расчистки 1904 года.
Как известно, с 1929 года эта икона находится в Государственной Третьяковской галерее. Отметим ещё, что основная проблема этого памятника — вертикальная трещина, проходящая через всю лицевую поверхность, — случилась в результате разрыва первой и второй досок основы в 1931 году (см. статью «Троица (икона Рублёва)» в Википедии) — см. рис. 5 В том же году в СССР был очередной пик борьбы с христианством (тогда же был взорван и Храм Христа Спасителя).
Вернёмся вновь к самому дубу. После описания его русским паломником XII века игуменом Даниилом (см. выше) на долгие века сведения о самом дубе как будто исчезают, но тема продолжается в иконах – так, кроме рублёвской «Троицы», известны и другие знаменитые иконы на тот же сюжет XIV-XVI и следующих веков.
Дерево вновь обнаружил начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин). Он исследовал окрестности Хеврона, сверял свои наблюдения с библейскими текстами и рассказами местных жителей. Сам начальник миссии Антоний однозначно не утверждал, что дуб был именно тем деревом, под которым Аврааму явилась Троица, но придавал очень высокое значение находке:
«Я первый не думаю, чтобы он был тот самый дуб, под которым Авраам принял и угостил Святую Троицу, но верю несомненно, что он есть последний остаток той дубравы, к которой принадлежал подлинный Дуб, а значит, все-таки есть Дуб Мамврийский», – писал Антонин (Капустин) российскому послу в Константинополе графу Николаю Игнатьеву [«Чем грозит гибель Мамврийского дуба» Милена Фаустова в «Независимой газете» (НГ Религии 19 февраля 2019)]. В 1868 году он (архимандрит Антонин) приобрёл участок земли, на котором произрастал дуб. Место стало привлекать русских паломников, и постепенно площадь владений Русской церкви расширялась.
В книге «Мамврийский дуб: русская святыня в Палестине» (М., 2007) читаем:
«Хевронские мусульмане и слышать не хотели о продаже своей земли христианам в таком важном для них месте. Продажа коры, желудей и древесины знаменитого дерева приносили его владельцу немалый доход, а согласно турецкому законодательству, землей в империи мог владеть только подданный султана. Пришлось о. Антонину разыграть несговорчивых владельцев святыни. Его друг и помощник, османский подданный православного вероисповедания Якуб Халеби, переодевшись арабским купцом, отправился в Хеврон. Много времени прошло, прежде чему него появился удобный момент для заключения сделки на покупку нужной земли. Понадобилось много денег и недюжинное умение убеждать, уговаривать. По в конце концов Якуб Халеби оформил купчую па участок со священным древом и счастливый возвратился в Иерусалим. Однако прошло еще несколько лет тяжелой дипломатической борьбы, прежде чем графу Н.П. Игнатьеву (посол РИ в Османской Турции) удалось получить официальное разрешение на оформление этой сделки от турецких властей. Первую литургию под Мамврийский дубом начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антоний служил, согласно его дневнику, 18 мая 1871 г.«
В начале XX века поблизости был выстроен монастырь Святой Троицы — между прочим, там был построен (в 1914 г.) и последний (до 1917 года) православный храм на Святой Земле. После революции 1917 года земля перешла во владение Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), с 1997 года при участии Ясира Арафата передана Русской православной церкви (РПЦ) в Русскую Духовную Миссию (РДМ) в Иерусалиме.
Причины засыхания и падения Мамврийского дуба
Конечно, для атеистов или агностиков здесь нет вопросов – удивительно лишь то, что этот дуб прожил столь долго. Судя по реакции представителей других авраамических религий (мусульман и иудеев) на известие о падении остатков ствола Дуба Авраама, для них это тоже не стало причиной волнений и размышлений о будущем конце света. Это и не удивительно, так как с самого начала (насколько это известно), предание о засыхании и обрушении Дуба Авраама как о предвестии и знамении Апокалипсиса было именно и только христианским (и преимущественно православным) преданием.
Скажем сразу, что возможны и другие «метафизические» интерпретации засыхания и обрушения Мамврийского дуба. Например, это может свидетельствовать не о грядущем Апрокалипсисе (или катастрофы России), а о несовместимости метафизики Дуба Авраама и России – с того времени, как тот участок земли был приобретён Русской Духовной Миссией в Иерусалиме в 1868 году.
1868-1917 ГОДЫ. С. Нечаев, «Бесы» Достоевского и В. Ульянов-Ленин
Спустя некоторое время после приобретения участка земли с Дубом Авраама Русской Духовной Миссией в 1868 году обнаружились признаки его глубокой и неизлечимой болезни – старости (судя по рисункам и фотографиям, засыхание активно началось между 1890 и 1898 гг.). Начался процесс неумолимого медленного засыхания древа, который усугублялся стремлением паломников сорвать себе на память листья, сломать сучья для посошков, содрать кору для написания на ней образов Святой Троицы. За дубом старались ухаживать. Построили каменную обводку вокруг его ствола, заполнили ее землей, поливали. Дупло и трещины замазали глиной. Под две длинные ветви поставили подпорки. Сухие ветви спиливали, и на спилах писали иконки Святой Троицы. В 1898 году сильная буря сломала сухую среднюю ветвь. Она была распилена на множество тонких спилов, на которых писали иконы Святой Троицы, эти иконы разошлись по всей России. Две оставшиеся ветви смотрели в противоположные стороны, одна на север, а другая на юг.
Здесь остановимся и попробуем связать процесс засыхания с тем, что происходило в 1868-1898 гг в России. 1868-1871 гг это годы активного начала революционной борьбы С. Нечаева (прототипа главного героя «Бесов» Достоевского). В 1869 году был опубликован его сатанинский «Катехизис революционера», и к 1871 году термин «нечаевщина» уже был известен всем социал-демократам как самое радикальное (и самое аморальное) левое движение и идеология. Роман Ф.М. Достоевского «Бесы» начал публиковаться (в журнальном формате) в 1871 году. Между 1868 и 1898 гг были опубликованы и главные мировоззренческие (еретические по отношению не только к православию, но и к христианству в целом) работы Л.Н. Толстого «Исповедь» и «В чём моя вера?», которые оказали огромное влияние на массовое отпадение от веры русской интеллигенции (и городского населения в целом) в конце XIX – начале XIX века. Как заключительный «аккорд» этой «прелюдии» к будущей катастрофе России в 1898 году был созван первый съезд РСДРП (в Минске). В. Ульянов (Ленин) в том году был в ссылке в Шушенском и в узком кругу восхищался там идеологией и деятельностью как С. Нечаева, так и Л. Толстого.
Итак, в 1898 году сильная буря сломала среднюю сухую ветвь Мамврийского дуба, и на фотографии, например, 1912 года (рис. 6) мы видим уже только две его массивные ветви, причём одна из них уже засохшая.
Конечно, некоторые читатели могут обвинить автора этой статьи в «притягивании за уши» подходящих к теме событий в России и стадий жизни и засыхания Мамврийского дуба. Однако, не надо быть мистиком, чтобы понять, что с 1868-1871 гг, когда участок земли с этим дубом стал российским (во владении РДМ Иерусалима), там значительно увеличилось число паломников из России, и с каждым годом их число всё увеличивалось. На фото 1886 года вы можете видеть такую толпу (впрочем, весьма организованную – см. книгу профессора Киевской Духовной Академии Ф.Я. Покровского «Путешествие в Святую Землю летом 1886 г. Поездка в Хеврон // ТКДА. 1889. Т. 2. С. 254-256,).
Немногим меньше полувека (1868-1917) продолжались совершаться нескончаемые русские паломнические службы у священного древа. Но самое торжественное богослужение устраивалось, конечно, на праздник Святой Троицы, когда сюда пребывал начальник Русской Духовной Миссии с церковным притчем, певчими российским консулом и многочисленными поклонниками. Со временем в этот день на русском участке стали собираться также и арабские и еврейские семьи из Хеврона. Расположившись в окрестности подле дуба, они с интересом рассматривали паломников и в простоте предавались праздничному настроению, царившем на русском участке.
Само собой разумеется, что «русский дух» (или, если угодно, русский эгрегор и русская энергетика) царили там и пропитывали дерево своими токами. Так что никакой мистики во влиянии энергетики России (царящих там настроений и главных событий) на состояние Мамврийского дуба нет. Вероятно, увеличение числа паломников и чисто физически не способствовало улучшению состояния дерева, тем более что в те годы (и аж вплоть до середины 2000-х годов) агротехнического ухода (тем более научного) за деревом не было. Дуб защищали от желающих отломить от него веточку или кусочек коры, или хотя бы листочек, но вряд ли эта защита была круглосуточной и на 100% успешной. Да, Мамврийский дуб стал заметнее сохнуть после того, как перешел в наше русское владение, — с горечью говорил об этом и глава Русской Духовной Миссии, архимандрит Антонин. [«Мамврийский дуб: русская святыня в Палестине» // М., 2007] Мы не знаем, имел ли в виду о. Антонин лишь поведение русских паломников (физический ущерб, наносимый ими здоровью дуба), или он имел в виду и метафизику начавшегося при нём болезненного засыхания священного дерева. Ведь о. Антонин наверняка знал, что паломников было много и во времена императора Константина (в IV веке), когда под руководством св. Елены близ этого Дуба Авраама был построен первый христианский храм — и ведь уже в том веке дубу было под три тысячи лет, но тогда более чем за сто (а то и более) лет византийского владения Хевроном, дубу не было нанесено паломниками никакого ущерба (хотя можно предположить, что те паломники были не менее жадны до веточек и листочков со священного древа, чем россияне 1450 лет спустя).
1917-1996 ГОДЫ
Как мы упоминали в конце предыдущего раздела, после большевистского переворота 1917 года русский участок в Хевроне вместе со священным древом и храмом находился в юрисдикции РПЦЗ . Несмотря на постоянную заботу, не прекращавшуюся и в это сложное время, дуб медленно умирал. Даже в недавние годы (перед падением остатков ствола 9 февраля 2019) на уже почерневшем остове стволов еще сохранились многочисленные металлические стяжки и подпорки, при помощи которых он доживал эти десятилетия. Последний раз Мамврийский дуб зеленел в 1995 году [«Мамврийский дуб: русская святыня в Палестине» // М., 2007]. В 1996 г. он засох, а в следующем году участок в Хевроне вошел в юрисдикцию Московской патриархии (РПЦ).
Если вновь попытаться связать процесс засыхания с метафизикой истории России, то, как считают многие современные историки и публицисты, как раз примерно с 1996 года начался поначалу (при Ельцине) медленный, а затем всё ускоряющийся идеологический «возврат в СССР». Но уже при позднем Ельцине не менее 80% его ближайшего окружения (и высшей номенклатуры) составляли бывшая (второго ряда) советская партийная номенклатура и бывшие офицеры КГБ (и действующие ФСБ). Конечно, в XXI веке число православных паломников из России на Святую Землю вновь увеличилось, как в конце XIX (хотя в последнее десятилетие среди номенклатуры был более «моден» Афон в Греции).
1996-2019 ГОДЫ
После полного засыхания (1995 год) процессы разрушения ствола ускорились с начала XXI века. Конечно, РДМ в Иерусалиме принимала меры, приглашала специалистов из России. Еще в 2009 году библейскую святыню внимательно изучила группа ученых из Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН. Уже тогда выводы специалистов были неутешительными: «Необходимы экстренные меры по спасению Мамврийского дуба, чтобы остановить или хотя бы замедлить разрушение известной святыни христианского мира».
И лишь спустя семь лет начались работы по консервации остатков дерева. Специалисты преимущественно обрабатывали древесину от гниения, болезней и вредителей, писал сайт Русской Духовной Миссии. С тех пор и до февраля 2019 года о дубе и его консервации больше никаких упоминаний не было. [«Чем грозит гибель Мамврийского дуба» Милена Фаустова в «Независимой газете» (НГ Религии 19 февраля 2019)]. И далее М. Фаустова в этой статье пишет:
«Если верить заявлениям РДМ, что дуб упал не сам, а «в ходе плановых работ», то непонятно, почему миссия не предупредила заранее об этих работах, не пригласила к их освещению СМИ, не оградила специальными лентами территорию, в подробностях не описала ход спасения нерядового древа. Если же святыня, несмотря на все усилия специалистов, все-таки не могла уже сама себя удерживать, то разве это не было понятно заранее и зачем было ее вообще пытаться «спасать», то есть тратить средства, привлекать специалистов? Ведь на фотографиях из Хеврона отчетливо видны и выкорчеванная падающим деревом земля, и сломанные от сильного удара сухие ветки и ствол, и в целом неготовность территории к падению исполина. Тем более, что такая судьба дерева была очевидной еще пять лет назад, заметила в разговоре с «НГР» кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С.М. Кирова Ирина Мельничук. «Я была в Хевроне в 2014 году. Там уже от дуба ничего не осталось. Он давно погиб. Там были два отростка, но насколько они именно от этого дуба, это еще большой вопрос, – подчеркнула специалист, добавив: «Тогда мы с самим деревом не работали». Любопытно, что Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет – еще один из трех заявленных РДМ вузов, специалисты которого вот уже несколько лет подряд активно пытаются спасти древнее дерево.«
ФЕВРАЛЬ 2019 ГОДА и «манифест» В. Ю. Суркова
Вернёмся к «метафизике». Конечно, физически процесс разрушения засохшего дерева был необратим, и рано или поздно остатки засохшего ствола должны были рухнуть или рассыпаться в труху. Но всё же, по сравнению с пятью тысячами лет жизни священного дерева и примерно 120-ю годами его отмирания (засыхания в 1871-1996 гг), последние двадцать с небольшим лет существования (стояния) его засохшего ствола до его падения 9 февраля 2019 года – это явно слишком короткий срок. Какая же метафизика России или православного мира могли ускорить процесс разрушения и свалить остатки ствола?
В социальных сетях и на христианских форумах сразу после известия о падении останков священного дуба писали, в частности, о нестроениях последних лет в православном мире, о расколе православия на Украине, о расколе РПЦ с Константинопольским патриархом (нередко обвиняя его в расколе православного мира), – да, вероятно всё это могло ускорить процессы разрушения и падения. Но тогда уж следует вспомнить и о противостоянии православной (в своём большинстве) РФ с православными Грузией и Украиной, о войне с Грузией 2008 года (кто бы ни начал её), и о продолжающемся военном противостоянии православных в Донбассе (кто бы ни развязал его в 2014 году) … Но есть и более близкая к 9 февраля 2019 года «метафизика»:
Я обратил внимание на то, что 10 февраля 2019 года была опубликована статья-«манифест» главного кремлёвского идеолога В. Ю. Суркова «Долгое государство Путина» [«Независимой газете», 10 февраля 2019]. Фактически это следующий за его же идеологемой «суверенной демократии» шаг «назад в СССР» – и даже не в СССР, а в некую, как мне представляется, в некую новую «нечаевщину» с его представлением о «светлом будущем» как о казарменном коммунизме (якобы необходимое нам «военно-полицейское государство» в тексте В. Суркова) и с такими же «нечаевскими» если не ненавистью, то презрением к буржуазному миру (к «западным демократиям» у В. Суркова). Не буду подробно пересказывать здесь статью В. Суркова – повторю лишь, что, по моему мнению, этот его новый «манифест» явно перекликается с «нечаевщиной» 1868-1871 гг, – как раз и к началу процесса болезни и засыхания Дуба Авраама. Круг замкнулся, Дуб рухнул… Конечно, это моё оценочное суждение. Как, впрочем, и все другие мои комментарии в этой статье.
Но, кстати, не я один считаю, что этот «манифест» В. Суркова возвращает нас на сто или более лет назад. Цитирую «Особое мнение» К. Ремчукова (в чьей «Независимой газете» и была опубликована статья Суркова) с Эха Москвы 11 февраля с.г.
«А вдруг мы можем смотреть на нынешнее как тоже государство Ленина, только разновидность НЭПа. Потому что передовой отряд большевистской партии кто? – чекисты. Через сто лет после революции кто у власти? – чекисты. Они верны заветам Ленина? — конечно, верны. Потому что они же передовой отряд, их ЧК создали именно как при партии. У нас есть роль силовых структур, карательная роль? – конечно, есть. У нас есть государственный сектор? — да, как и полагалось в ленинском плане огосударствления экономики. У нас есть элементы частного бизнеса? – конечно, есть. Это НЭП. Поэтому вот можно, если научную дискуссию развивать, нужно требовать доказательства. Почему это путинское государство, а не ленинское государство через легкие колебания в период Ельцина.«
В общем верно, я думаю. Надо бы уточнить только, что ленинизм был первой реализацией теории и методов С.Нечаева (его «Катехизиса революционера» 1869 г), сталинизм — это вторая реализация (или «второй извод») нечаевщины, ну а Манифест В. Суркова (или «путинизм» в его понимании) — третий извод той же нечаевщины (с его стремлением разрушить буржуазный мир). Карл Маркс после встречи с Нечаевым сказал о нём, что-то вроде «этот построит казарменный социализм». Ну, «военно-полицейское» по Суркову из той же бочки, я думаю.
Конечно, остряки могут вспомнить, что В. Сурков первые пять лет жизни прожил в селении Дуба-Юрт (основанным, кстати, примерно в те же 1860-е годы), и что его литературный псевдоним вроде бы Н. Дубовицкий – но в данном случае и шутить-то не хочется, – по моему оценочному суждению всё это (вышеизложенное) слишком серьёзно, чтобы просто пошутить.
***
Что дальше? В Русской Духовной Миссии в Иерусалиме утверждают, что все собранные части упавшего дерева в скором времени будут доступны для паломников в храме подворья святых Праотцев, – говорится в сообщении Пресс-службы РДМ 10 февраля 2019 Также указывается, что древний ствол дуба будет воссоздан:
«В ближайшие годы в планах Русской духовной миссии в Иерусалиме реконструировать ствол векового дерева: воссозданный ствол Мамврийского дуба, защищенный от воздействия атмосферных осадков и солнечного света особой стеклянной витриной и законсервированный специальными составами, будет установлен вблизи молодых побегов как почитаемая представителями трех монотеистических религий реликвия и памятник природы».
Молодые побеги старого дуба
Да, к счастью они есть. В РДМ утверждают, что два побега появились из уже засохшего дуба (из его корней) в 1997-1998 гг. В упомянутой выше статье Википедии «Мамврийский дуб» мы читаем в конце:
«Примерно в 1997 году от корня дерева начал расти новый молодой побег[8], что дало верующим основание считать, что мир в очередной раз помилован. За двадцать лет он превратился в кустистое зелёное молодое деревце. … Российские специалисты ведут работы по освобождению ветхозаветного дерева от отмерших частей, которые препятствуют росту молодых побегов из корневой части дуба: сейчас из его корня растут два новых ствола. Все собранные фрагменты упавшей древнейшей части дуба будут выставлены в храме подворья святых Праотцев».
[«Мамврийский дуб уступает место новой жизни.» Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. — Пресс-служба РДМ, 10 февраля 2019, rusdm.ru/news/1971 ]
Однако, относительно этих молодых побегов всё не так просто, как утверждает автор статьи «Чем грозит гибель Мамврийского дуба» Милена Фаустова в «Независимой газете» (НГ Религии 19 февраля 2019):
«Еще в 2012 году ключарь подворья Русской духовной миссии в Хевроне иеромонах Алексий (Елисеев) подтверждал, что около древнего дерева выросла молодая поросль. «Один из них является корневой порослью древнего дуба, второй вырос из желудя. Один наш гость-ученый предложил мне разрыть землю и доказать всем, что молодой дубок действительно растет из корней старого. Но это – стержневые корни. Представьте себе, что я буду их раскапывать и доказывать всем, что оба дерева связаны. Растение погибнет», – говорил священнослужитель.
Подтверждений тому, что хотя бы один из дубков генетически продолжает библейскую святыню, с тех пор не было. Теоретически это возможно, поддержал версию иеромонаха российский арборист Дмитрий Звонко. «Если между усыханием и порослью прошло не очень много времени, то такое возможно, хотя и маловероятно. Если у дерева была мощная корневая система, то за счет каких-то скрытых резервов, чтобы выжить, оно могло дать поросль от корня. Но точно определить это может молекулярно-генетический анализ. Необходимо взять образец древесины одного и второго и выяснить, насколько идентичны друг другу оба растения», – сказал «НГР» эксперт.
На кафедре высших растений биологического факультета МГУ возможность появления отростков от корня засохшего дуба опровергли. «Дубы не размножаются корневыми отростками», – сказала собеседница «НГР», пожелавшая остаться безымянной, и добавила, что в любом случае необходимо сделать расширенный анализ тканей. По словам научного сотрудника, «чем шире будет анализ, тем точнее будет результат». Если вы хотите подтвердить генетическую идентичность, то необходимо, чтобы как можно больше маркеров совпало. «Если сделать секвенс (техника определения нуклеотидной последовательности ДНК и РНК для получения описания ее первичной структуры. – «НГР») только одного гена, и он совпадет, то подтверждать идентичность это все равно не будет. Лучше сделать анализ с секвенированием по всему геному. Но это очень дорогая технология», – пояснила эксперт.
Дал Мамврийский дуб поросль или не дал, однозначно подтвердить может только специальный тест. Все остальные разговоры – лишь домыслы и предположения.»
Как верно отмечено в указанной статье далее, в конце концов христиане поклоняются не деревьям, так что вопрос о том, является ли молодая поросль продолжением Дуба Авраама, или это «самостоятельные деревца» – этот вопрос имеет значение скорее для мистиков, чем для христиан, хотя, конечно, мистиков немало и в числе христиан, в том числе и среди православных.
ЧАСТИЦЫ МОЩЕЙ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА НИКОЛАЯ И МУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ ВОТКИНСКИХ
С 09 ноября 2019 года, в храме Воскресения Христова села Кизнер, стали доступны для возношения молитв и поклонений частицы мощей священномученика Николая и мученицы Варвары Воткинских. Они находятся в мощевике, который установлен в святую икону священномученика Николая и мученицы Варвары Воткинских.
26 декабря 2017 года на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых РПЦ Московского Патриархата, рассматривался вопрос о причислении к лику святых протоиерея Николая Чернышева и его дочери Варвары. Изучив собранные Епархиальной комиссией документы, комиссия под председательством епископа Троицкого Панкратия пришла к выводу, что такое причисление возможно и проголосовала «за». Соответствующие документы для окончательного решения будут направлены на рассмотрение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Священному Синоду.
07 марта 2018 года, состоялось общецерковное прославление в лике Святых священника Воткинского Благовещенского собора, пострадавшего за Христа в 1919 году, отца Николая Чернышева и дочери его Варвары. 19 августа 2018 года, в день праздника Преображения Господня, на площади перед Благовещенским собором г. Воткинска была совершена Божественная литургия с чином прославления священномученика Николая Чернышева и его дочери мученицы Варвары.
07 июля 2019 года, в Михайловском кафедральном соборе г. Ижевска, в день празднования Собора Удмуртских святых, который каждый год празднуется в третий воскресный день после Пятидесятницы, мощи священномученика Николая и мученицы Варвары стали общедоступны для всеобщего поклонения.
Согласно поданного прошения настоятелем храма Воскресения Христова села Кизнер — иереем Николаем Изилаевым, на имя Правящего Архиерея — митрополита Ижевского и Удмуртского Викторина, было благословлено чтобы частицы новомучеников Воткинских на постоянной основе находились и в храме Воскресения Христова.
Далее была заказана специальная деревянная икона для хранения святых мощей,изготовленная по специальной технологии, а также были приобретён позолоченный мощевик. Святая икона была изготовлена на художественно-производственном предприятии «Софрино» в Московской области. После изготовления икона была доставлена в г. Ижевск, а затем и в храм Воскресения Христова села Кизнер.
Житие священномученика Николая и мученицы Варвары Воткинских.
Николай Чернышев родился в 1853 году, в семье священника Благовещенского собора Воткинского завода (именно так назывался посёлок, который теперь называется городом Воткинском в Удмуртии). Его отец, Андрей Иванович Чернышев, был одним самых просвещенных людей заводского посёлка, известный за его пределами не только своими проповедями, но и исследованиями в области краеведения. Занимаясь краеведением, он опубликовал известную свою статью «Храм и приход Камско-Воткинского Благовещенского собора».
Николай Чернышев по примеру своего отца стал священником, закончив в 1875 году Вятскую Духовную семинарию. С первых дней своей самостоятельной жизни о. Николай занимается педагогической деятельностью. За усердные труды по обучению в народных школах в течение 25 лет он был награжден орденом Святой Анны 3 степени. В годы Русско-японской войны о. Николай принимает активное участие в работе местного комитета Общества Красного Креста, за что был награждён серебряной медалью.
Отец Николай, будучи истинным христианином, не мог равнодушно относится к бедам народным и принимал самое активное участие в помощи страждущим. Одной из бед, постигших народ в XIX столетии, было пьянство. Для борьбы с ним и просвещения простого народа он, по благословению святого Иоанна Кронштадского, учредил Воткинское общество трезвости и стал его председателем.
Подобно своему отцу он был образованнейшим человеком, известным не только своими замечательными проповедями и беседами, но и как большой ценитель искусства. На протяжении многих лет он был почетным членом Воткинского общества любителей музыкального и драматического искусства им. П.И. Чайковского.
Всю свою жизнь о. Николай посвятил просвещению своего народа, неся ему слово Божие, за что снискал среди воткинских жителей заслуженное уважение и любовь. После каждой службы в Благовещенском соборе его провожали до дому огромные толпы народа, до самых ворот вопрошая его и прося на прощание благословение.
В семье о. Николая было четверо детей. Он достаточно рано овдовел и в последнее время проживал со своей младшей дочерью Варварой (1888 года рождения), которая, после окончания высших женских курсов в Казани, работала в Воткинске учителем.
Наступили грозные дни революционного переворота в 1917 году. Власть в посёлке была захвачена большевиками. Их комитеты, по воспоминаниям техника С.Н. Лоткова, состояли в основном из пришлых людей, занявших на заводе места ушедших на фронт мужчин да «большевистских прихвостней вроде техника Гилёва, двух братьев и сестры Казеновых, матроса Бердникова». Во главе их стал безграмотный уголовник Филипп Баклушин, когда-то за убийство сосланный на Сахалин, но революцией освобождённый с бессрочной каторги. «Грозный и мстительный, он возглавил местный Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и стал давить и терроризировать всё население». Начались всяческие притеснения, расстрелы без суда и следствия, насилия и грабежи. Терпение заводчан было на пределе. Не лучше дела обстояли и в окрестных селениях. Вот как их описывал крестьянин А. По[вы]шев ставший партизаном 12 роты Воткинского полка: «Вернувшиеся солдаты, те, что поплоше, кто раньше был замечен в воровстве и мошенничестве, ну словом лентяи, которые раньше любили попить на чужой счёт, стали агитировать, что нужно отобрать землю у более состоятельных мужичков и без того недостаточную для хозяйства, ввиду чего у нас стала дороговизна и хорошие мужички стали сеять только «про себя». И вот в нашей волости настроение стало изменяться, потому что стали у власти праздно шатающиеся лентяи…».
Не желая такой власти, её вскоре сбросил заводской народ и крестьяне окрестных селений, подняв известное Ижевско-Воткинское восстание. Большевики стянули огромные силы в район восстания, чтобы подавить его, и через 100 дней в посёлок вошли красные. В ночь на 12 ноября 1918 года все, кто смог эвакуироваться и последние части Воткинской Народной армии перешли на другой берег Камы по созданному ими же мосту. Мост был взорван, не успевшие и не сумевшие эвакуироваться остались наедине с «силами большевистских банд, состоящих из мадьяр, китайцев и латышей». Полились реки крови. По информации горного инженера В.Н. Граматчикова, насильно вывезенного большевиками из Перми в Воткинск и ставшего свидетелем тех событий, именно в этот период с ноября 1918 года по апрель 1919 год было произведено больше всего расстрелов. Согласно циркулярам финотделов НКВД и Вятского губисполкома население Воткинска в 1916 году составляло 28.349 человек, а в 1919 году только 12.127 человек. Без учёта естественного прироста население уменьшилось в 2,3 раза. Массовые расстрелы унесли по разным подсчётам от 5 до 7 тысяч ни в чём не повинных людей. Беда не обошла и крестьянский дом. По словам крестьянина По[вы]шева «Много перерезали наших семей. Много отобрали у них лошадей и коров, хлеба и одежды, так как всё это было оставлено на произвол судьбы. Да будут прокляты эти варвары, хулители веры и разрушители всех законов Божеских и человеческих!»
О страшных событиях тех дней свидетельствуют и сами палачи. Даже председатель воткинского ЧК Линдеман на вопрос председателя реввоенсовета Зорина, не скучает ли он в Воткинске, телеграфировал: «Работы порядочно, но признаться, что-то охладел. Ужасно изнервничался отчасти и озверел, последнее даже сам замечаю». А его работой и были выявление врагов и их последующее уничтожение.
Врагом номер один было православное духовенство. В мае 1918 года на Пленуме ЦК РКП(б) было принято решение о начале антицерковного террора. А уже в ноябре 1918 года председатель ЧК Восточного фронта Лацис отдаёт на Вятку и Пермь приказ: «Во всей прифронтовой полосе наблюдается самая широкая и необузданная агитация духовенства против Советской власти. …Ввиду явной контрреволюционной работы духовенства, предписываю всем прифронтовым Чрезвычкомам обратить особое внимание на духовенство, установить тщательный надзор за ними, подвергать расстрелу каждого из них, не смотря на его сан, кто дерзнёт выступить словом или делом против Советской власти». Приказ был принят, что называется, «с лёту». В начале декабря 1918 года Линдеман совместно Зориным готовят зловещее мероприятие, которое именуют «программа №490». 13 декабря (н.с.) Зорин и его помощники прибывают в Воткинск. Зорин вскоре телеграфирует в Реввоенсовет: «Понедельник я Семков Шапошников ездили Воткинск устроили там три митинга между прочим один в соборе прошли довольно хорошо в церкви были оппоненты которых успешно разбили точка». Оппонентом и был отец Николай Чернышев, которого большевики «успешно разбили». Но не в дискуссии, как оппонента, а попросту арестовали и бросили в тюрьму. Народ в последующем вспоминал, что когда стали арестовывать отца Николая, его дочь Варвара бросилась к отцу и крепко обхватила его, что её никто не смог оторвать, ни красноармейцы, ни сам священник. Так их вместе и увели. В тюрьме они просидели до 2 января 1919 года.
В этот трагический день их вывели из тюрьмы и расстреляли на берегу пруда (напротив нынешнего музея П.И. Чайковского). Красноармеец, попросившийся погреться в один из соседних домов, рассказывал: «Расстреливали длинногривого, но никак не могли, сделали несколько выстрелов, а он всё до последнего что-то шептал, перебирая губами». Несомненно, это были последние его прижизненные святые молитвы. На требование снять крест о. Николай ответил: «Вот умру, тогда и снимите». Вместе с ним была расстреляна и Варвара, всё так же обхватившая своего отца и разделившая с ним участь мученика за Христа.
После освобождения Колчаком Воткинска, в апреле 1919 года, воткинцы отыскали тело своего любимого батюшки и его дочери и устроили в Благовещенском соборе всенародное прощание. Это событие не изгладилось из памяти наших людей, они из поколения в поколение передавали его. Вот только было неизвестно место их захоронения. Люди его, по всей видимости, таили. И лишь в 90-е годы прошлого столетия одна благочестивая жительница Воткинска открыла его. Они похоронены у стен Преображенской церкви.
Священномученик Николай Чернышев и мученица Варвара включены в месяцеслов Русской Православной Церкви решением Священного Синода 7 марта 2018 года (журнал №6), с определением празднования дня памяти каждый год 2 января по новому стилю.