Мы готовимся к таинствам

     Зачем мы делаем уборку в доме, когда ждем дорогих сердцу людей? Так и внутри нас, мы должны очистить свою душу, подготовить ее ко встрече с Господом нашим Иисусом Христом. Христианину, который желает участвовать в Таинстве Церкви, должно ответственно отнестись к предварительному этапу. Все Таинства посредством Своих служителей совершает Сам Господь. Самой главной подготовкой для каждого человека является стремление следовать Евангельским ценностям, принятие христианской веры, догматам Православной Церкви.

     В христианской Церкви существуют семь таинств:

1) Крещения,

2) Миропомазания,

3) Покаяния,

4) Евхаристии,

5) Елеосвящения,

6) Венчания,

7) Рукоположения.

Подготовка к Таинству Крещения

     К принятию таинства Крещения следует готовиться заранее. Обязательно до Крещения посетить огласительную беседу, которая проходит в нашем храме каждую субботу с 14.00.

    В дни перед принятием Таинства нужно читать Евангелие и книги, разъясняющие основные истины христианские веры и духовной жизни; например, «Закон Божий». Знайте, что эти дни особые, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные дела. Посвятите это время духовно-нравственным размышлениям, сосредоточьтесь на внутренней жизни своей души. Избегайте суеты, пустых разговоров, смотрения телевизора, не участвуйте в различных увеселениях, ибо то, что вы будете принимать, велико и свято, а все святое Божие принимается с величайшим трепетом и благоговением.

     Перед Крещением в течение 3 дней нужно настраивать себя и близких к эту таинству, при возможности воздерживаться от мясной и молочной пищи. Живущим в браке в эти дни нужно воздержаться от супружеского общения. Святыня Божия требует от человека чистоты души и тела. Являться ко Крещению нужно предельно чистыми и опрятными (женщинам – в женской одежде, без косметики и украшений). Женщины в месячной нечистоте не приступают к таинству Крещения до окончания этих дней.

Перед таинством Крещения желательно знать наизусть молитвы «Отче наш» и «Символ Веры», и понимать их содержание.

Для Крещения необходимо заранее иметь: нательный крест (для детей легкий на тесемочке); чистое полотенце или пеленку для ребенка (после совершения Таинства они остаются в храме т. к. уже не могут использоваться в быту); одежду белую или светлую.

К началу Таинства надо приходить за 30 минут до Его начала.

В церковной лавке – выписать свидетельство о Крещении (для детей необходимо свидетельство о рождении, для взрослых паспорт), назвать имя крещаемого, его крестных (они особо важны от младенчества до совершеннолетия крещаемого); оказать денежное пожертвование на храм, купить необходимое количество свечей.

Таинство Миропомазания

     Таинство, при котором через помазание священным миром сообщаются крещенному силы благодати Божией для укрепления его в жизни духовной.

   Совершается священником или архиереем через помазание миром лба, глаз, ноздрей, рта, ушей, груди, ладоней и ступней с произнесением слов «Печать дара Духа Святого. Аминь».

   В практике Православной Церкви принято совершать миропомазание непосредственно после Таинства Крещения. Оно совершается над человеком только один раз в жизни.

   При совершении миропомазания человек освящается Святым Духом и становится членом Православной Церкви.

   Святые Отцы Церкви ставят самое слово «христиане» в тесную связь с Миропомазанием. «Сподобившись этого святого Миропомазания, вы именуетесь христианами, оправдывая это имя возрождением. Ибо прежде чем сподобились этой благодати, вы не были в подлинном смысле достойными и этого именования, но только приближались к тому, чтобы стать христианами», — пишет святой Кирилл Иерусалимский.

   О том, что крещение и возложение рук были самостоятельными тайнодействиями, в Библии свидетельствуют Деян.19:1-6 и Деян.8:16-17.

Подготовка к Таинству Покаяния  (Исповеди).

     Исповедь – это Таинство. Почему Таинство? Ответ кроется уже в названии. Во время Таинств, которых в Православной Церкви обычно называют семь (Крещение, Евхаристия, Миропомазание, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение), происходит непосредственная встреча человека с Богом, Божественная благодать таинственным и непостижимым для нас образом действует на человека, освящая все человеческое естество – и душу, и тело, оживотворяя и обоготворяя, уготовляя для будущей Вечной Жизни. Исповедь, или Таинство покаяния, по определению Православного Катихизиса, есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом. То есть исповедующийся получает оставление своих грехов непосредственно от Бога, священник же в данном случае является посредником между Богом и человеком. В молитвенном последовании перед исповедью священник именуется свидетелем, который призван свидетельствовать перед Богом все, что скажет ему человек. В связи с этим у многих людей часто возникает вопрос – почему нельзя каяться напрямую Богу, без участия священника или какого-либо иного посредника или свидетеля, чтобы получить прощение и разрешение от грехов? Безусловно, каяться мы можем и должны не только на исповеди, но и при каждой удобной возможности – сразу по осознании греха, и на ежедневной вечерней молитве (в молитвослове есть специальная молитва). Ведь грех – это духовная зараза, которая, будучи принятой в душу и сердце, начинает разрушать все вокруг себя. Грех имеет свойство накапливаться, поэтому нераскаянный грех подобен снежному кому, катящемуся с горы, он нарастает и превращается в лавину, которую практически ничто не может остановить на пути. И только искреннее покаяние способно разрушить сети греха и избавить сердце и душу от его пагубного влияния. Однако, отпущение грехов можно получить только на исповеди. Так происходит вовсе не от того, что «так придумали», а потому, что Господь так установил. Само по себе священство – это богоустановленный институт, получивший свое начало еще во времена Ветхого Завета. Новозаветный священник наделен от Бога правом объявлять от имени Бога прощение грехов. Господь Иисус Христос сказал апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). Эта власть «вязать и решить» перешла от апостолов к их преемникам – епископам и священникам. Ко всему прочему, священник – это еще и духовный наставник, руководитель, призванный Богом и Церковью на это дело. Но он, являясь таким же простым человеком, как и пришедший к нему на исповедь, имеет особую благодать от Бога, которая действует в нем независимо от его личностных качеств. Эту благодать он получает в Таинстве священства.

Подготовка к Таинству Евхаристии (Причащения)

     К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.

МОЛИТВА ДОМАШНЯЯ И ЦЕРКОВНАЯ

   Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.

   Накануне причастия принято посещать вечернее богослужение.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:

— Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове.

Кроме того, необходимо чтение трёх канонов перед принятием Святых Христовых Таин:

— канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу,

– канона молебного ко Пресвятой Богородице,

– канона Ангелу-Хранителю.

(В дни Светлой седмицы (первые 7 дней после Пасхи) вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон).

Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.

ПОСТ

     Перед Причастием положен пост. В течении 3 дней необходимо воздерживаться от мясной и молочной пиши, а также яиц. Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы  воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам в период подготовки к Причастию должно воздерживаться от телесного общения.

   Накануне Причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти).

НАСТРОЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ

   Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

ПЕРЕД ПРИЧАЩЕНИЕМ И ВО ВРЕМЯ ПРИЧАЩЕНИЯ

     Ещё до открытия царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом надо пропустить вперёд детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить.

ПОСЛЕ СВ. ПРИЧАЩЕНИЯ

    Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить просфору и запить теплотой. До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».

Подготовка к Таинству Брака — Венчания

     Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

   Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за 3 дня до этого дня подготовили себя к Таинствам Исповеди и Причащения

   Для браковенчания нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания — женихом и невестой.

   Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

   Но все же главное приготовление к предстоящему таинству — это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

   Перед Венчанием необходимо пройти собеседование со священнослужителем.День и время Венчания заблаговременно назначается во время собеседования.

   Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн  Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

Подготовка к Таинству Елеосвящения – Соборования

   Как происходит соборование подготовка к нему? В центре храма ставится аналой с Евангелием. Рядом столик, на котором стоит сосуд с елеем на блюде с пшеницей. В пшеницу ставится семь зажженных свечей и семь кисточек для помазания — по числу читаемых отрывков из Священного Писания.

   Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос — свет в нашей жизни.

   Возгласом «Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков» начинается молитвословие с перечислением имен соборующихся. Затем священник вливает в сосуд с маслом вино и молится об освящении елея, ради исцеления и очищения плоти и духа тех, кто будет им помазан. Вино в масло вливается в память о милосердном самарянине, о котором рассказал Господь в Свое притче: как некий самарянин сжалился над человеком, избитым и ограбленным разбойниками, и «перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:34).

   Звучат песнопения, это молитвы, обращенные к Господу и святым, которые прославились чудесными исцелениями. Затем следует чтение семи отрывков из посланий апостолов и Евангелий. После каждого евангельского чтения священники помазуют освященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон. Это делается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших — всего того, чем мы могли согрешить.

   При каждом помазании читается молитва: «Отче Святый, врачу душ и телес, пославый единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (или рабу Твою) от обдержащие (охватившие) его (или ее) телесные и душевные немощи и оживотвори его (или ее) благодатию Христа Твоего»… Далее следует молитвенное призывание Пресвятой Богородицы, Животворящего Креста, Иоанна Крестителя, апостолов и всех святых.

   Заканчивается Елеосвящение соборующихся возложением Евангелия на головы. И священник молится над ними, говоря: «Господи Иисусе Христе, не мою руку грешную полагаю на головы пришедших к Тебе просить оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, которая в этом Святом Евангелии, и молю Тебя с ними, Спаситель наш, Сам прими рабов Твоих кающихся и подай им прощение…»

   Кроме исцеления от болезней, елеосвящение дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). По немощи памяти человек может исповедать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность соборования. Через прощение грехов приходит и очищение, и часто исцеление или терпеливое перенесение недуга ради Господа.

   Соборование не совершается над младенцами, потому что у младенца не может быть сознательно совершенных грехов.