Обряд Отпевания

УТЕШЕНИЕ В СКОРБИ

       Смерть – это всегда трагедия, она всегда неожиданна. Еще более скорбен уход из жизни близких людей. Скорбь наполняет сердце, и только в слезах и молитве находим мы отраду и утешение.

Что говорить о нас, если даже Христос плакал, придя ко гробу своего друга Лазаря! Тот, Кто победил смерть, Тот, Кто знал, что через полчаса воскресит Лазаря, лежащего уже четвертый день во гробе, плакал.

«Плачу и рыдаю, когда помышляю смерть, и вижу во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, бесславну, не имущую вида. О чудо! Что это за таинство! Как предаемся тлению, как сопрягаемся смерти. Воистину, Бога повелением, подающего преставившемуся упокоение». Эта стихира поется в чине отпевания.

Мы плачем о разлуке с милыми сердцу, потому что смерть – это не естественное состояние для человека, призванного к вечной жизни… И важно помнить, что эта разлука лишь временна, и у Бога все живы. В Царствии Небесном души родных встречаются, а в аду нет.

Царь Соломон, мудрейший и богатейший из царей своего времени в книге Екклесиаста, говорил так: «Суета сует… суета сует, — все суета! Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!»

Человек перестал жить на этом свете, и с этим окончились суеты мирские, труды, беды, огорчения и страдания. Он словно путник, дошедший до цели, словно выпускник, уже сдавший все экзамены.

ЦЕЛЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ

       Но какова же цель нашей жизни? Какой же должен быть итог? Что мы берем с собой? Остаются на земле богатства, положение в обществе, слава, — перед Богом мы предстаем с теми сокровищами, которые скопили на небесах. «И каждый от своих дел или прославится, или постыдится», — поется в другой стихире в чине отпевания.

Наша жизнь должна быть такой, чтобы мы всегда были готовы сдать этот экзамен, чтобы сердце наше было чисто перед Богом, чтобы, представ Ему, мы бы не услышали «истинно говорю вам: не знаю вас», но напротив: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Для этого нужно регулярно молиться и в доме, и в храме, потому что молитва – это общение с Богом, нужно регулярно очищать свое сердце в таинстве исповеди, нужно регулярно причащаться Святых Христовых Таин, нужно жить по-христиански. Смерть грешников люта потому, что грешный человек всей своей жизнью отвергает Бога, но встреча эта неизбежна. Зато многие святые умирали так, что улыбка и радость пребывала с ними до последнего момента, когда смерть смыкала их уста, прославляющие Бога.

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЖИЗНИ

       Перед смертью очень важно для каждого православного христианина приступить к таинствам Исповеди и Причащения. Через исповедь Господь нам прощает грехи, а причастивших Светлых Христовых Таин мы соединяемся с самим Господом Богом. Все святые угодники перед смертью старались причащаться Светлых Христовых Таин.

Чтобы исповедоваться или причаститься надо придти в храм на Божественную литургию или пригласить домой или в больницу священника, чтобы он совершил таинство Евхаристии (Причащения) запасными Святыми Дарами, которые специально предназначены для больных и умирающих. Пригласить на дом или в больницу священника можно в любое время суток — самое главное успеть причаститься до смерти, так как усопших уже не причащают.

ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ДЛЯ УСОПШЕГО

       И вот, мы стоим у гроба. Что же можем мы сделать для усопшего, как можем выразить свою любовь? Дорогой гроб, цветы, венки, памятник, могила в престижном месте, застолье на поминках – это нужно скорее нам самим, чем покойному.

Наша молитва к Богу – это то, что связывает нас и усопшего, это тот маленький камушек, который может перевесить чашу весов и решить судьбу человека в вечности. Молитва — это проявление нашей любви к усопшему. Наша церковная молитва – вот то, что нужно усопшему.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОТПЕВАНИЯ

       Договорится о совершении обряда отпевания можно в церковной лавке или по телефону храма +79501707847 или с настоятелем храма — священником Виталием Маркиным в очной встречи или по телефону: 8-912-443-93-39. Не рекомендуется договариваться  об отпевании через третьих лиц.

ПОДГОТОВКА К ОТПЕВАНИЮ

1. Чтение псалтири об упокоении: псалтирь читается с зажжёнными  свечами каждый день в течение 40 дней. Допускается чтобы её читали родные и близкие по очереди, вслух, перед святыми иконами.

2. Ежедневные молитвы об упокоении. Поминание на утренних и вечерних молитвах. Можно прочитать канон за усопшего.

3. У усопшего на груди должен быть освящённый нагрудный крестик, который уже не снимается с усопшего.

4. Погребение усопшего совершается на третий день после смерти, так как Господь Иисус Христос воскрес из мертвых на третий день.

5. Заочное отпевание совершается только в тех исключительных случаях, когда нет тела усопшего, невозможно, чтобы оно присутствовало при отпевании (сгорел, утонул, произошла авто или авиакатастрофа и т. д.). Если родные усопшего просят заочное отпевание из-за нежелания лишних хлопот — это неуважение к памяти усопшего.

6. В населённых пунктах: село Кизнер, посёлок Кизнер и деревня Лака — Тыжма отпевания усопших совершаются только в храмах. В населённых пунктах Кизнерского района если нет возможности привести тело усопшего в храм, можно пригласить на дом священника для совершения обряда отпевания.

7. Отпевания не совершаются над не крещёнными в православной вере и самоубийцами.

ПЕРЕД ОТПЕВАНИЕМ В ХРАМЕ

   1. Предоставить в церковную лавку свидетельство о смерти, справку о причине смерти.

   2. Занести в храм надгробный Крест для освящения, гроб с телом усопшего, цветы.

   3. При необходимости можно приобрести в храме погребальный набор, свечи.

   4. На усопшего возлагается погребальный набор. В руки усопшему вкладывается крест как символ исповедания Христа, разрешительная молитва. В разрешительную молитву вписывается имя усопшего в родительном падеже (то, которое было наречено при крещении). На голову возлагается венчик как символ венца от Бога и устремления всех помышлений к Богу. На грудь обыкновенно возлагается икона Спасителя (мужчине) или Пресвятой Богородицы (женщине). Покрывало устанавливается от ног до рук. На подушку одевается наволочка.

   5. На гроб устанавливаются четыре подсвечника с освящёнными свечами: возле головы, ног и рук.

   6. Перед отпеванием у усопшего развязываются руки и ноги.

   7. Согласно церковному этикету, во время отпевания мужчины стоят в правой части храма, а женщины в левой.

   8. Перед отпеванием мобильные телефоны нужно перевести на беззвучный режим или отключить.

ОТПЕВАНИЕ

       Чин отпевания – это особый обряд об усопшем, в котором Церковь провожает своего члена в жизнь вечную.

1. Во время отпевания все присутствующие должны обязательно молиться вместе со священником о душе покойного. Стоять во время отпевания нужно благоговейно, вслушиваясь в слова песнопений и молитв.

2. Недопустимо отвлекаться на свои мысли и на разговоры о столе, автобусах и других житейских вопросах. Что, как не наша совместная общая молитва будет наилучшим проявлением любви к усопшему!

3. В начале отпевания все предстоящие зажигают свечи и гасят их после прочтения Евангелия. Свечу нужно держать в левой руке, а правой наносить на себя крестное знамение. Погасшие свечи ставятся на тетропод (заупокойный подсвечник).

4. Во время отпевания кланяться священнику во время возгласа «Мир всем», и когда он Вас кадит кадилом.

5. Во время прощания с усопшим, нужно обходить гроб по часовой стрелке, свечи ставить на подсвечник, лобызать икону на центральном аналое. Далее нужно подойти ко гробу, целовать икону на груди, венчик на лбу, затем, попрощавшись, отойти на своё место. По окончании отпевания, священник читает разрешительную молитву, совершает чин предания земле, посыпая усопшего землей со словами «Господня земля и исполнение ея вселенная, и вси живущие на ней», потом гроб закрывается и заколачивается.

6. Во время прощания с усопшим нельзя ходить между амвоном и центральным аналоем, а также чтобы не мешать совершать отпевание между священником и усопшим.

7. В конце отпевания священник отдаст одному из родственников усопшего икону с груди усопшего. Её надо хранить дома с остальными иконами и молится перед ней.

8. После совершения отпевания совершается вынос гроба с телом усопшего. В начале нужно нести надгробный Крест, гроб с телом усопшего, далее идёт священник и потом все остальные.

ПОМИНОВЕНИЕ В ХРАМЕ

       Сорокоуст (поминовение на 40 дней) о упокоении (а также поминовение на полгода, год) – поминовение усопшего в храме Божием.

В храме Воскресения Христова можно заказать сорокоуст.

Обедня о упокоении — поминовение усопшего во время проскомидии (вынимание частицы из просфоры с погружением её после окончания литургии в Кровь Господню со словами молитвы: «Омый (омой) Господи, грехи поминавших здесь, Честною Твоею Кровию, молитвами святых твоих». А также поминовение на заупокойная ектении – гласное поминовение усопшего на литургии в алтаре перед Престолом Божиим.

Панихида, лития – особые заупокойные службы об усопших, обыкновенно совершаются в те дни, когда в храме не служится Божественная литургия и в заупокойный день недели (суббота).

Поминовение на кладбище

Наша память об усопших – это прибранные могилки и наша молитва. Придя на могилку можно пропеть «Со святыми упокой» и «Вечная память», затем прочитать молитву о упокоении (есть почти в любом молитвослове), помянув по именам усопших, поцеловать крест на могилке.

Молится можно с зажжёными освящёнными свечами или с неугасимой лампадой.

Недопустимо употреблять на кладбищах алкоголь, курить, оставлять на могилах водку, сигареты, конфеты, различные продукты. Также недопустимо после Пасхи приносить на могилки освященные пасхи, яйца, куличи.

О ПОВЕДЕНИИ НА КЛАДБИЩЕ
На кладбище надо молиться, а не устраивать «тризны». Традиция «кормить» усопших, рассыпать какую-то еду на могиле – это язычество, которое ничего общего с Православием не имеет. Ужасная традиция поливать водкой могилу, равно как и поминовение усопших алкоголем, не является христианской.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал о поминовении усопших алкоголем: «Кто усопших водкой поминает, тот им больших мук уготовляет».
Следует помнить слова Спасителя: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7:13). Человек устроен так, что всегда стремится пойти по дороге с «наименьшим сопротивлением». Куда проще соблюсти какие-то внешние приметы и традиции (завесить зеркала, оставить еду на могиле и т.д.), чем хотя бы попытаться молиться об упокоении усопших родственников. Но именно этот сложный путь является путем православного христианина.
Молитва за усопших является исполнением заповеди о любви к ближнему и проявлением милосердия к нему. На тех, кто молиться за усопших, сбудутся слова Спасителя: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Евангелие от Матфея, глава 5, стих 7).

При входе и выходе из кладбища следует нанести на себя крестное знамение, прочитать заупокойную молитву: «Упокой Господи, всех зде лежащих православных христиан, прости им согрешения вольная и невольная, соделанные делом, словом, помышлением, даруй им, Царствие Небесное».

На кладбище следует вести себя благоговейно, не хоть по чужим могилам, громко не разговаривать, не говорить скверные слова, не употреблять спиртные напитки.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА (СТОЛ)

       В русской традиции поминовение усопшего совершается сразу после похорон, в доме покойного. Цель поминального стола — чтобы сотворить общую совместную молитву об усопшем. Трапеза предваряется молитвой об усопшем, Обычно один человек громко читает заупокойные молитвы, а остальные внимательно её слушают.  Затем вкушается кутья. Кутья, сваренная из зерен, по специальному рецепту, является символом воскресения из мертвых – как зерно, чтобы прорасти, должно упасть в землю, так и человек хоронится в землю, чтобы восстать в День воскресения мертвых.

СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КУТЬИ

Кутья – это православное поминальное блюдо, которая символизирует веру в вечную жизнь, воскресение и в Царствие Небесное.

Другое название Кутьи — Коливо.

В рождество, венчание, крещение, православные праздники… так же готовят Кутью, но называют её уже по другому — Коливо.

Коливо — это православное праздничное блюдо. Когда Коливо уже готово, ее необходимо освятить в церкви на службе и перед трапезой прочитать молитву. Коливо благословлённое в церкви и подается на стол в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. мученика Феодора Тирона, который, явившись в этот день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью.

Слово «кутья» в переводе с греческого означает вареная пшеница.
На самом деле кутью (Колово) готовят из любого злака, например риса, гречки, пшена…, подслащивая медом или сахаром и добавляя изюм и др. сухофрукты, цукаты, мак, орехи, мюсли, варенье, мармелад.

К Кутье (Коливу) принято подавать в отдельном соуснике постное молочко — Узвар, которое делается из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси, или из миндаля. Соответственно получается маковое, ореховое или миндальное молочко.

Кутья
Из расчёта на 25-30 человек.

 Ингредиенты:
Рис длинный – 100 грамм
Изюм – 70-100 грамм
Цукаты – 50 грамм
Мед или сахар – 1 столовая ложка
Вода очищенная – 600 миллилитров

Приготовление:
1. По православным обычаям фрукты, которые добавляют в Кутью, ассоциируются с райскими плодами, которые Бог даровал всему человечеству. В это блюдо можно добавлять не только изюм, но и по-желанию сухофрукты: курагу, чернослив, и также цукаты и мак.

Итак, выкладываем изюм в маленькую кастрюлю, заливаем его обычной водой и оставляем на 20-30 мин. После промываем его под проточной водой.

Вливаем в кастрюлю с сухофруктами 200 мл очищенной воды и провариваем его на среднем огне 5 мин. Если используете курагу или чернослив, после варки нарезаем их на маленькие кусочки.

 

2. В истории поминальные обеды символизируют собрание учеников Христа, которые были рады Воскресению их наставника и ждали каждый раз за столом его появления. Поэтому в раннехристианских обществах, проводя совместные трапезы, выражали любовь друг к другу и почитали умерших, рассказывая истории о них и вспоминая приятные моменты в их жизни. А когда Воскресший Христос явился к своим ученикам, он ел мед. Поэтому с давних времен на поминальный обед ставят мед или добавляют его в другие блюда, чтобы усопший мог насытиться райской сладостью.

Для того чтобы этот ингредиент хорошо впитался в рис, и Кутья получилась сладкой, необходимо его немного растопить.

Итак, выкладываем мед ложкой в маленькую кастрюлю и, постоянно помешивая, подогреваем его на среднем огне буквально 1-2 мин. Время контролируем самостоятельно, так как мед может быть засахаренным, а из-за этого с ним придется немного дольше повозиться. Вместо меда в Кутью можно добавить другой сладкий компонент – сахар. Для этого просто растворяем его в небольшом количестве горячей воды.

3. Измельчаем цукаты до тех размеров, которые вам больше нравятся. Этот ингредиент добавляют во многие блюда, например в пасхальный кулич. Ведь цукаты – это вареные в сиропе фрукты с плотной консистенцией. Они очень сладкие и служат прекрасным заменителем конфет. Поэтому, когда добавляете цукаты в Кутью, осторожно с сахаром, чтобы блюдо не пересластить.

4. Для начала замачиваем рис в кастрюле средних размеров с обычной водой на 1-2 часа. После – сливаем воду и заливаем рис уже очищенной водой. По пропорциям на 100 гр крупы необходимо 400 мл воды. Что касается риса, то можно взять или круглозернистый или длиннозернистый.

Ставим кастрюлю с крупой на плиту, доводим до кипения и после убавляем огонь до минимума. В процессе варки рис не перемешиваем ложкой. Не волнуйтесь — не подгорит. На маленьком огне рис будет «дышать», испаряя потихоньку воду.

Время от времени проверяем рис. Когда в кастрюле практически не останется воды, а зерна крупы станут мягкими, добавляем изюм или другие сухофрукты, измельченные цукаты, и вливаем мед или сахарную воду. Все хорошо перемешиваем ложкой и держим на огне еще 1-2 минуты.

5. Перекладываем ложкой готовую Кутью из кастрюли в глубокую тарелку или пиалу. Разравниваем поверхность блюда ложкой и по желанию украшаем изюмом и цукатами. И теперь накрываем крышкой от кастрюли, чтобы Кутья потихоньку остывала.

По православным традициям после того, как освятили Кутью, за столом читают молитву и начинают поминальную трапезу с ложки этого сладкого блюда.

Ангела за трапезы!

Советы:
– Вместо риса в Кутью можно добавить другую крупу. Например, пшеницу, гречку, перловку…
– Поминальную Кутью готовят на поминки на девятый, сороковой день, на полгода, год, на поминальный день, а также специальные для этого отведенные даты.
– Кутью после поминальной трапезы можно поставить в прохладное место или в холодильник и помянуть ею усопшего на следующий день перед едой, пока Кутья не закончится.
– Кутью поминальную ставят в центр стола и, по-обычаю, каждый человек перед трапезой съедает одну ложечку. Можно также брать это блюдо вилкой или прямо руками.
– Если вы по каким-то причинам не смогли освятить Кутью в церкви, не расстраивайтесь. Блюдо можно просто сбрызнуть святой водой дома или просто помолиться перед поминальной трапезой.

Поминальная трапеза готовится в соответствии с церковным календарём. Если поминальный стол приходится на дни поста или является постным днём, то из рациона трапезы исключается мясная и молочная пища, а также яйца. Если нет поста или постного дня — то эти продукты можно включить в трапезу. На поминальной трапезе недопустимо употребление спиртных напитков.

ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШЕГО

3-й день после смерти (в отсчет дней всегда включается сам день кончины) – обыкновенно день отпевания, по преданию, душа до 3-го дня находится на земле, прощаясь. Добродетельная душа посещает те места, где обыкновенно творила добро, а душа человека, любившего свое тело, скитается возле гроба или дома. В третий день душа предстает на поклонение Богу.

9-й день – по преданию, после поклонения Богу, до 9-го дня душе показывается Рай, и душа добродетельная радуется, созерцая это блаженство, а грешная – скорбит. Вслед за тем душа снова возносится на поклонение Богу.

40-й день – по преданию, до 40-го дня душе показывается ад. После чего она вновь предстает перед Богом, и совершается суд, определяющий место пребывания души до Страшного Суда. Это день наиболее усердной молитвы об усопшем.

Годовщины (смерти, рождения, именины) – поминовение в эти дни служит проявлением нашей любви, не прекращающейся со смертью.

В эти дни нужно молится об упокоении усопшего, заказывать в храме обедни и панихиды, ставить свечи об упокоении, посещать могилу.

ДНИ ОБЩЕЦЕРКОВНОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

Мясопустная вселенская родительская суббота – за девять дней до начала Великого поста. Мясопустной она называется потому, что совершается на неделе мясопустной – последней неделе перед Великим постом, когда благословляется вкушение мяса.

Субботы 2-й, 3-й, 4-й седмицы (недели) Великого поста.

Радоница – вторник, девятый день после Пасхи, в этот день живые приветствуют усопших радостной вестью о Воскресении Спасителя. Обыкновенно верующие приходят на могилы своих близких, духовенство служит на кладбищах пасхальные литии об усопших.

Троицкая вселенская родительская суббота – перед праздником Святой Троицы, на сорок девятый день после святой Пасхи.

Дмитриевская родительская суббота – установлена святым благоверным князем Димитрием Донским в память воинов, погибших на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю).

День Победы ( 09 мая) – установлено Архиерейским Собором РПЦ в 1994 году накануне 50-летия победы в Великой Отечественной войне. В этот день совершается панихида по всем погибшим в годы Великой Отечественной войны.

НАЗВАНИЯ ЗАУПОКОЙНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ

  • Лития
  • Панихида
  • Парастас
  • Отпевание
  • Обедня об упокоении.

НЕКОТОРЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ МОЛИТВЫ И ПЕСНОПЕНИЯ

Тропарь: Со духи праведных скончавшеся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя его во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. (Упокой, Спасе, душу раба Твоего с духами праведных во блаженной жизни с Тобой, Человеколюбец).

Кондак: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. (Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная).

Икос: Сам един еси бессмертный, сотворивый и создавый человека земнии бо от земли создахомся и в землю тоюжде пойдем, якоже повелел еси создавый мя и рекий ми, яко земля еси и в землю отыдеши, аможе все человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь Аллилуия. (Ты один бессмертный, сотворивший и создавший человека, земные мы, из земли сотворены и в землю же и уйдем, как повелел Создавший меня и сказавший «прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19), куда и все люди уйдут, надгробное рыдание превращая в песнь Аллилуия).

Молитва об усопших:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Послание апостола Павла к Фессалоникийцам, читаемое при отпевании:

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. (1Фес. 4:13-17)

Евангелие от Иоанна, читаемое при отпевании:

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5:24-30)

О ПОМИНОВЕНИИ НЕ КРЕЩЁННЫХ МЛАДЕНЦЕВ

Не дай Бог когда либо столкнуться со смертью детей, однако, нужно упомянуть и об этом. Крещеные младенцы отпеваются по особому чину, как не имеющие личных грехов.

Некрещеные младенцы не отпеваются в церкви и не поминаются.

Тем не менее, если есть опасность смерти младенца или взрослого, нужно приложить все усилия, чтобы покрестить его. Священник для крещения может быть допущен даже в реанимационное отделение в любое время суток.

МОЛИТСЯ ЛИ ЦЕРКОВЬ ЗА САМОУБИЙЦ
В наше время распространено мнение, что на Троицкую родительскую субботу якобы поминают самоубийц. Но это не правда – Церковь никогда не молится за самоубийц.
На богослужении Троицкой родительской субботы совершается поминовение «всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших». На каноне утрени родительской субботы поминаются очень многие «категории» усопших: «иже покры вода, и брань пожат, трус же обяът, и убийцы убиша и огонь яже попали верные», а также «усопшия в мори или на земли» и многие другие усопшие. Но есть одно важное, НО: не самоубийцы. Нигде в богослужении не говорится о «самовольно живот свой оставивших».
Самоубийство — это хула на Святого Духа, которая, по слову Писания, «не простится людям» «ни в сем веке, ни в будущем» (Евангелие от Матфея, глава 12, стихи 31-32).
Это осмысленный отказ от великого дара – жизни. И, более того, это грех, который не прощается. Не прощается он потому, что в нем нельзя покаяться на таинстве Исповеди,
ведь смерть наступает в сам момент совершения этого греха. Родственники самоубийцы могут молиться за него дома, однако никакое церковное поминовение самоубийц невозможно.