В храме Воскресения Христова установлена первая очередь нового иконостаса

храм Воскресения Христова села Кизнер

       07 мая 2020 года, в храме Воскресения Христова села Кизнер, окончились производственные работы по установке первой очереди нового иконостаса.

       По благословению митрополита Ижевского и Удмуртского Викторина, в храме Воскресения Христова села Кизнер, приступили к обновлению нового иконостаса.

       В трудах по благоукрашению храма приняли участие: настоятель храма — иерей Николай Изилаев, настоятель Троицкого храма с. Бемыж — иерей Александр Кудрявцев, прихожане храмов Кизнерского благочиния — Геннадий Наумов, Евдоким Наумов, Иоанн Луппов, Александр Ветров.

       В ходе проводимых работ, на протяжении нескольких дней, был разобран старый иконостас и установлена первая часть нового иконостаса, состоящая из двух рядов. В самом начале материал для нового иконостаса был доставлен в храм Воскресения Христова, далее утверждён план работ, приобретены необходимые строительные материалы, был смонтирован, покрашен и установлен металлический каркас, далее на самом первом ряду установлены Царские врата, по правую сторону икона Господа нашего Иисуса Христа, Воскресения Христова, южные диаконские врата, потом по левую — икона Пресвятой Богородицы, далее святителя Николая чудотворца, святителя Луки Крымского, северные диаконские врата. После этого приступили к установлению второго праздничного ряда, который состоит из иконы Тайной Вечери, двунадесятых господских и богородичных праздников.

       После окончания всех необходимых работ по установке иконостаса, настоятель храма — иерей Николай, поблагодарил всех тружеников за понесённые труды во благо храма и вручил каждому благодарственные грамоты и подарки на молитвенную память.

       Дальнейшие работы по реконструкции всего иконостасного комплекса, который будет состоять из пяти рядов, запланированы по прибытию остальной второй части иконостаса в храм Воскресения Христова.

***

ЧТО ТАКОЕ ИКОНОСТАС

       Слово «иконостас» пришло с Греции, где оно сложилось с двух частей: «εἰκών» — образ и «στάσις» — место стояния. Точное значение данного слово означает перегородку с образами, которая отделяет алтарь от средней части храма.

       Чаще всего он представляет собой большую, до потолка стену, на котором в 3-5 ярусов расположены иконы. Изредка встречаются низкие перегородки и не сплошные — они позволяют рассмотреть все, что происходит в алтаре.

       Чины располагаются сверху вниз и последовательно рассказывают прихожанину историю сотворения Богом человека, и всю историю их взаимоотношений. Образа и их расположение отличаются от храма к храму, но традиционно они делятся на 5 ярусов:

       Самый верхний, пятый ярус — Праотеческий.
Четвертый чин — Пророческий.
Третий ярус — Праздничный.
Второй ярус — Деисус.
Нижний чин или первый ярус называется Местный ряд.

       На вершине всегда располагается крест, как символ кульминации Божьей любви к человеку — именно на кресте умер Иисус Христос за все человечество, потому что Бог настолько возлюбил этот мир, что пожертвовал за него Своего Сына. Изредка вместо распятия на вершине перегородки может быть икона «Распятие».

История происхождения
Ранняя христианская история не содержит упоминаний об иконостасах — изначально они просто не существовали, ведь христианам запрещали собираться в зданиях и они были вынуждены проводить богослужения в пещерах.

Впоследствии, когда христианство стало официальной разрешенной религией и количество прихожан увеличилось, богослужения перенесли в здания, а место подготовки священников стали отделять колоннами, на которых изредка размещали иконы. Только в 4 веке н.э. появились упоминания о специально построенных алтарных преградах в храмах.

Изначально преграды были невысокими, не позволяющими полностью скрыть происходящее в алтаре. Но по мере украшения церкви изображениями святых их расширяли и делали более высокими. Первое появление 4-ярусного иконостаса относится к началу 15 столетия.

Развитие свое иконостасы получили в Древней Руси — в Греции богослужения проходили в каменных храмах, которые украшали обильно фресками, а на территории современного СНГ церкви были преимущественно деревянными, поэтому появилась потребность в подставках для святых образов. С начала 15 века повсеместно стали устанавливать иконостасы в 4 яруса, сегодня же классическим вариантом считается 5-ярусный.

Как устроен иконостас в православном храме
Иконостас имеет строгую каноничность — нельзя нарушать порядок расположения икон на нем, но при этом стиль сооружения не имеет строгих рамок, поэтому существует достаточно много видов алтарных преград.

Нижний ряд
Здесь центральное место занимают Царские врата — двери, которые ведут в алтарную часть (расположены напротив Престола) и символизируют собой двери в Рай. На створках дверей, обращенных к залу, находятся иконы «Благовещения» и четырех евангелистов. Над вратами — «Тайная вечеря», а слева и справа по краям чина — дьяконские двери, через которые в зал проходят все священнослужители.

Главным изображением нижнего ряда является образ Христа и Богородицы, они располагаются справа и слева от Царских врат соответственно. После них установлены местные иконы — изображения святых, в честь которых назван храм или которые тут особо почитаются.

Второй ряд
Этот чин содержит меньшие по размеру иконы, чем первый, но их больше в целом. Главная тема ряда — второе пришествие Иисуса Христа на землю, поэтому его называют Деисусом. Главный образ чина — это изображение Спасителя на престоле, а в целом собрание подчинены одной тематике — моление Христу о милости.

По правую и левую сторону от главной картины располагаются изображения Иоанна Крестителя и Богородицы «Заступница».

Третий ряд
Третий ярус или Праздничный собирает все образа, которые изображают двунадесятые праздники — великие события, произошедшие в жизни Христа и Девы Марии. Изредка его называют Историческим, поскольку он рассказывает краткую историю Евангелия, показывая людям самые значимые события: Рождество, Крещение, Благовещение и прочие.

Четвертый ряд
На четвертом ярусе располагаются пророки, поэтому он и называется пророческим. Главная его цель — познакомить и ввести людей в историю ветхозаветной Церкви. Поэтому тут представлены все те Божьи люди, которые пророчествовали о пришествии и смерти Иисуса. Кроме них, ярус содержит картину Богородицы «Знамение».

Пятый ряд
Праотеческий чин в центре содержит образ Святой Троицы, показывая, что во главе всего стоит Господь и Он изначально был еще до создания Вселенной. В обе стороны от Святой Троицы располагаются образа праведников Ветхого Завета: праотца Авраама, Исаака и Иакова. Четкого правила, кто именно должен быть представлен на иконах нет — это определяет тот, кто заказывает всю перегородку.

Символика
Построение и структура иконостаса регулируются церковными традициями, но при этом их архитектура, стиль и вид могут различаться. При этом все равно прослеживается определенная символика:

Распятие — это символ смерти Христа, благодаря которой человек имеет вечную жизнь. Оно всегда располагается на вершине перегородки, венчая всю историю взаимоотношений человека и Бога.
Каждый чин — это определенный этап в истории Церкви, начиная с сотворения мира и заканчивая Небесным Царством.
Центральная икона в ярусе является определяющей тематику, именно по ней можно понять, какой это чин.
В центре каждого чина находятся образы Иисуса Христа и Святой Троицы — именно Господь является центром Вселенной и человеческой жизни. Поэтому в любом иконостасе прослеживается четкое расположение этих образов один под другим сверху вниз.
Тематика образов Богородицы на каждом ярусе соответствуют общей теме, так на Деисусе это «Заступница», молящая о милости для грешников, а на Пророческом — это «Знамение», подтверждающее все пророчества о пришествии Мессии.
При этом стиль иконостаса в целом, а также стиль икон и их наполнение могут существенно отличаться от храма к храму. Так, изображение Тайной Вечери могут заменить «Воскресением Христовым», а образа праздников — картинами из цикла «Страсти Христовы».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *